Наверно, не ошибусь, если предположу, что вы предпочитаете путешествовать самостоятельно. Кто-то не доверяет турфирмам, кто-то экономит на их услугах, а кто-то просто ловит кайф в самой подготовке маршрута и бронировании. А может, наоборот, вы настолько поднаторели в туризме, что хотите сами там работать, или даже открыть свою турфирму?
В любом случае, думаю, вам будет интересно узнать о внутренней стороне турбизнеса. В этой заметке расскажу, по крайней мере, о той части этого бизнеса, о которой мне известно на основании собственного опыта работы. Возможно, мне удастся развенчать некоторые мифы, будь то позитив или негатив, и ответить на особенно частые вопросы.
Денежка от туристов :)
Насколько велика прибыль в турбизнесе?
Прежде, чем говорить о процентах маржи, имеет смысл разделить туристические фирмы на туроператоров и турагентства. Если грубо, то разница между ними в том, что туроператоры сами формируют туристический продукт, а агентства его продают туристам. И что важно, именно оператор сам договаривается с иностранными партнерами (принимающей стороной) о ценах. Эти договоренности могут быть совершенно разные. Например, оператор активно занимается Таиландом, у него много продаж именно по этому направлению, большой потенциал, и в таком случае партнер предложит ему хороший процент с отелей. Но тот же самый оператор может совсем не заниматься Европой, и тогда каким бы гигантом туризма по Таиланду он не был, процент по Европе он будет получать меньше, чем даже какой-нибудь оператор, который в целом маленький и менее известный, чем он, но плотно работающий с Европой.
Процент от партнеров может быть разный. Обычно это — 15-20%. Когда у оператора большие объемы продаж или какие-нибудь личные взаимоотношения, иногда бывает 25-30%, крайне редко, скорее, как исключение, 35-40%, но это уже единичные случаи. Бывает, что партнер сам хочет проявиться на рынке более широко, и чтобы с ним работали операторы, проводит нечто вроде «акции» с раздачей высоких процентов, но такое бывает либо в начале работы этих самых партнеров, либо недолго, чтобы о них узнали или вспомнили, либо в низкий сезон, когда к ним никто не едет, и надо продать хоть за сколько.
Бывает и обратная ситуация, когда процент снижают. Например, у партнеров и так все хорошо, но вдруг к ним обращается туроператор, с которым они раньше не работали, с разовым запросом и без видимого потенциала, или у старого оператора сократились объемы. В таком случае процент падает до 10-15%. Но меньше 10% обычно не бывает.
В туристических агентствах ситуация совершенно другая. Напрямую с партнерами (принимающей стороной) они не работают. Ведь, согласно нашим законам, только туроператоры могут работать напрямую с заграницей, заключать договора с иностранными партнерами и переводить им деньги. Попасть в реестр туроператоров можно только при соблюдении целого ряда условий и наличии финансовых гарантий. И это совсем непросто, поэтому те, кто решает открыть свои туристические фирмы, обычно открывают как раз агентства, а не операторы. Ну, а раз такое дело, то агентствам ничего не остается, как брать готовый продукт у туроператоров и предлагать его туристам. Ну, а операторам надо кушать, поэтому те, допустим, 20%, которые они получили от партнеров, они делят пополам: 10% оставляют себе и 10% отдают агентствам. Бывает, конечно, что оператор очень добрый или у него есть проверенные прикормленные агентства, которым он может дать повышенный процент. Еще хороший процент агентство имеет шанс получить в том случае, если сам оператор от партнеров получил не 20%, а больше.
Но может быть и наоборот: если самому оператору вместо 20-25% обломились лишь 10-15%, понятное дело, что полностью он их агентству не отдаст.
Зачем нужен туроператор?
Из всего этого может показаться, что туроператор — чистой воды посредник, который лишь покупает за границей брони отелей, перепродает их агентствам, а они уже продают их туристам.
Нет, не посредник. Ведь тур — это не только бронь отеля. Это и авиабилеты, и трансферы. А если вы едете не на отдых, а в экскурсионный тур, то туроператор занимается и формированием всей программы вашего тура. То есть, это именно он решает, какая она у вас будет каждый день, что именно вы смотрите, какова будет логистика, стыкует все нюансы, бронирует автобус или машину (в зависимости от количества туристов), договаривается с гидами, с ресторанами, где вы будете обедать и ужинать и т. д. и т. п. Бывает, конечно, что принимающая сторона берет все эти вопросы полностью на себя, но такое случается далеко не часто, точнее, чаще не случается, чем случается. Особенно, если тур индивидуальный, а не стандартный групповой.
Так что, я бы сказала, что это агентство выступает посредником между туристом и туроператором, потому что оно как раз не занимается больше ничем, кроме как обычной продажей уже готового продукта. И туристу, по большому счету, было бы выгоднее обращаться за туром сразу к туроператору, минуя агентство. Но, во-первых, далеко не каждый туроператор работает с туристами напрямую, а во-вторых, если и работает, то чаще всего цена для туристов у него выше, чем для агентств. Потому что работать с агентствами ему выгоднее, они берут сразу не один тур, а несколько и чаще всего потом приходят еще. То есть, агентство для туроператора — этакий покупатель-оптовик. :)
Вы, друзья, можете спросить: почему же тогда нередко бывает, что у разных турфирм стоят совершенно разные цены на абсолютно одинаковый тур? Тут просто. Никто же не запрещает им делать еще свою надбавку! Да и работать они могут от разных туроператоров, от которого сами получают разный процент.
На чем еще зарабатывают турфирмы?
Про турфирмы, кажется, я вам всё рассказала. Теперь переходим ко второй части нашей истории, а именно:
Сколько зарабатывает менеджер, продающий туры?
А вот тут, в общем-то, уже совершенно не зависит, где менеджер работает: в туроператоре или в агентстве, потому что система начисления процентов везде примерно одинаковая: это 1-2% от стоимости тура. Причем, 2% - это уже очень хорошо и можно считать, что такому менеджеру очень повезло. Но, конечно, правы были те, кто писал, что у менеджеров еще есть оклад. Обычно он действительно есть, но его размер устанавливает руководство фирмы и для каждого менеджера свой. Правда, в таких случаях обычно существует планка, до которой менеджер работает без процентов. Например, у нас эта планка — 1200 евро в месяц. То есть, если я довожу маржу со всех проданных мною туров до 1200 евро в месяц, то после этой цифры мне начинает начисляться 1%. Случается это у меня максимум 4 месяца в год: в декабре и январе, когда туристы массово едут в Финляндию, и в августе и сентябре, когда они едут смотреть миграцию животных в Африке. Остальные месяцы в году я на окладе, и даже если я что-то продаю, то так как месячная маржа не достигает планки, я никакие проценты не получаю. При этом в нашей фирме оклады менеджера считаются не самыми низкими в турбизнесе, хотя зарплату все равно уже давно пора поднимать, ящетаю. :)
Но я, к примеру, знаю девочку из другой компании, у которой оклад 20 тысяч, но зато планка 1500 евро, а проценты хотя и набегают больше месяцев в году, чем у меня, так как сидят они на более бойком месте, все равно получаются не каждый месяц. И еще знаю тетенек из третьей конторы. У одной из них оклад — 10 тысяч, планки нет вообще и начисляют ей 1,5%. У другой — нет оклада, нет планки, она получает голых 2% и как-то работает. Для меня это загадка, если честно. Какой у нее должен быть объем продаж, чтобы заработать хоть что-то?
В общем, как-то так.
Если у вас есть вопросы, пожалуйста, спрашивайте. :)
Лично я самостоятельно это делал всего один раз. По самому простому случаю (двухдневная поездка в Брюгге). И то я делал это под контролем менеджера турфирмы от которой я всегда путешествую. Это был просто эксперимент. При этом, даже такая простая бронь не обошлась без накладок!
Короче, профессионалы рулят! Всегда и везде!
Мы ездим на 99% одной турфирмой. Даже не так. С помощью (неоценимой) одного профессионального менеджера. Косяков у компании не было от слова совсем. А вот наши косяки Ирина разруливает с завидным постоянством.
Мой тезис в другом - в том, что самостоятельно это разруливается не сложнее. Если же ты ездишь по дорогим гостиницам, то на ресепшене разрулят любой вопрос.
Я уж не говорю про удовольствие от самого планирования путешествия, изучения страны, отборы интересных именно для тебя мест.
Турфирмой можно воспользоваться лишь когда действительно очень сложный нестандартный маршрут. Например, поездка в Антарктиду)
Или когда есть чартерный рейс, который намного дешевле регулярного и билеты на который нельзя купить самостоятельно. Но это опять ставит туриста в ограниченные рамки.
Не понял фразу, что имеется в виду. Это чистая прибыль (за вычетом всех расходов на з/п, аренду офиса и т.д.)?
А если нужен сложный маршрут с перелетами/переездами/стыковками... Через профи выйдет и дешевле и надежнее.
Вот как такой маршрут согласовывать с турфирмой, я не представляю.
Или вот Шри-Ланка:
Что мне предложит турфирма? Купит билеты на самолёт (чартеры туда не летают) и забронирует выбранные мной на том же букинге отели в нужных местах? Так я больше времени потеряю, объясняя турагенту, что я хочу, чем сам за 3 минуты куплю билеты и забронирую отели.
Профессионал просто выслушает пожелания и предложит лучшие варианты!
У меня было полно случаев, когда я говорил, что хочу вот то-то и вот это, а турагент сразу говорила, что это невозможно или очень неудобно, или очень дорого, но можно вот так и вот эдак. Сам бы я это либо неделю выяснял, либо вообще не узнал бы...
Касательно того, что самому забронировать дешевле, это БОЛЬШОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ!
Вот лично мой случай. Ща найду и скопирую.
Турфирмы реально можно пользовать как источник билетов. Типа вот езили в тай. Реально путевка было дешевле билета. Это нормально. Только жили мы в отеле из путевки два дня их двух недель, потом поехали сами...
Вот моя недавняя история:
я ее на фейсбуке освещал...
Ну, что, апологеты самостоятельного бронирования и прочих лукавых приблуд, накася выкусьте! )))))))
Впервые в жизни решил попробовать найти самый дешевый билет...
Решил посетить Токио... :)
Забрел на авиасалес. Выбрал параметры. Ура! Есть самый недорогой билет! Предлагает не к ночи будет помянутый вантутрип... :) начинаю оформлять. И что же я вижу? А вижу я, что Аэрофлот типа не подтвердил такую цену! Нет больше таких цен! Типа... :rolleyes:
И что делаю я? А делаю я ровно то, что и всегда! Обращаюсь к лучшему менеджеру в туриндустрии Irina Ivanchenko :)
И что же из этого получается?
А получается у нее приобрести для нас билеты по 198.000 ))))))
Вот вам и итоги самостоятельного бронирования и работы профессионалов! :)
Я гоняю почти всегда своим ходом. Полностью не согласен с тем, что цена у агентов меньше или такая же. Ради интереса смотрел, сколько будет стоить Исландия в этом году. В итоге за точно такие же деньги, сколько потратил я сам, мне предлагали какую-то недельную ерунду с каждодневным возвратом в Рейкьявик, что само по себе бред неописуемый. Такая же история была с Испанией в 2015 году, сумму точно сейчас уже не помню, но она была 1 - больше, чем самостоятельно, 2 - мест меньше, 3 - группой. Вопрос, зачем мне надо ездить за большие деньги, группой, без возможности останавливаться в нужных мне местах, без выбора ресторана и с фиксированным временем во всех местах.
Могу согласиться, что у агентов выгоднее покупать тюленьи туры в Турции, Вьетнамы и Таиланды. Особенно, если предполагается просто сидеть в отеле или взять пару экскурсий. Тут да, они выигрывают в части цены, но уверен на 99%, что полностью проиграют в части насыщенности поездки.
Также с агентами можно сразу забыть о сложном, составном путешествии. Будет ооочень, нет, даже так оооооооооооооооооооооооооооооооооочень, дорого или увидите и попробуете намного меньше, чем если бы организовались сами.